ИнфоТЭК 11.2020

Низкоуглеродные топлива
Глобальные тренды и перспективы для России
Ершов М.А., генеральный директор центра мониторинга новых технологий, доцент РГУ нефти и газа им. И.М. Губ-кина,
советник АНН, к.т.н.
Низкоуглеродные топлива
Глобальные тренды и перспективы для России
Ершов М.А., генеральный директор центра мониторинга новых технологий, доцент РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина,
советник АНН, к.т.н.


НАЛОГИ В НЕФТЕДОБЫЧЕ: РЕФОРМА 2020
Низкоуглеродные топлива
Глобальные тренды и перспективы для России
Ершов М.А., генеральный директор центра мониторинга новых технологий, доцент РГУ нефти и газа им. И.М. Губ-кина,
советник АНН, к.т.н.
Декарбонизация транспорта – ключевой вектор экологической и экономической политики развитых стран. Согласно ожиданиям Европейской ассоциации нефтепереработчиков (FuelsEurope), продажи бензиновых и дизельных автомобилей покажут значительное снижение (с более чем 80% в 2015 году до нуля в 2050-м), а сбыт гибридных электромобилей сильно увеличится (с 5% в 2015 году до почти 40% в 2050 году). Понимая тенденции развития транспорта, европейская нефтепереработка активно продвигает идею нейтрального подхода к различным технологиям декарбонизации транспорта, включая применение низкоуглеродных топлив, наряду с электрификацией.
Идея нейтрального подхода возникает от осознания ведущими нефтяными компаниями того, что главным конкурентом ископаемых автомобильных топлив является электротранспорт. При этом нейтральный подход базируется, прежде всего, на понимании существенного неиспользованного потенциала повышения эффективности (снижения удельного расхода топлива и выбросов СО2) транспортных средств с двигателями внутреннего сгорания (ДВС), особенно с искровым воспламенением (бензиновых двигателей).
Вторым направлением стратегии европейских нефтепереработчиков по декарбонизации транспорта является применение низкоуглеродных компонентов топлив, в том числе биокомпонентов. Среди низкоуглеродных компонентов дизельного топлива промышленно выпускаются два продукта – метиловые эфиры жирных кислот (FAME), образующиеся в процессе трансэтерификации масел и жиров с метанолом и биопарафины, получаемые также из масел и жиров, но с помощью двухстадийной двухстадийной технологии, включающей процессы гидрокрекинга и гидроизодепарафинизации...
• За период 2002–2018 гг. существенные корректировки формул налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и таможенной пошлины осуществлялись более 30 раз. Тенденции регулирования носили разнонаправленную динамику. С одной стороны, налоговая нагрузка выросла с 39% от выручки в 2002 г. до 61% от стоимости барреля в 2018 г. С другой – в 2007 г. начался процесс предоставления налоговых льгот для различных категорий запасов нефти для поддержания позитивной динамики добычи.

• В результате объемы льготируемой до-бычи постоянно росли к 2019 г. достигнув 274 млн тонн, или 54% от производства в стране (без соглашений о разделе продукции – СРП). При этом из-за высокой налоговой нагрузки нужны были все новые стимулы, а работоспособной методики оценки эффективности как действующих, так и новых налоговых льгот так и не было принято. Сложившаяся ситуация требовала системного решения проблемы.

• По итогам многолетних консультаций с 2019 г. был введен пилотный режим налогообложения дополнительного дохода от добычи углеводородного сырья (УВС) – НДД для ограниченного периметра проектов. Он существенно отличается от общего подхода, так как учитывает экономику каждого отдельного проекта и более "справедливо" изымает ресурсную ренту...
Декарбонизация транспорта – ключевой век-тор экологической и экономической политики развитых стран. Согласно ожиданиям Европейской ассоциации нефтепереработчиков (FuelsEurope), продажи бензиновых и дизельных автомобилей покажут значительное снижение (с более чем 80% в 2015 году до нуля в 2050-м), а сбыт гибридных электромобилей сильно увеличится (с 5% в 2015 году до почти 40% в 2050 го-ду). Понимая тенденции развития транспорта, европейская нефтепереработка активно продвигает идею нейтрального подхода к различным технологиям декарбонизации транспорта, включая применение низкоуглеродных топлив, наряду с электрификацией.
Идея нейтрального подхода возникает от осознания ведущими нефтяными компаниями того, что главным конкурентом ископаемых автомобильных топлив является электротранспорт. При этом нейтральный подход базируется, преж-де всего, на понимании существенного неиспользованного потенциала повышения эффективно-сти (снижения удельного расхода топлива и вы-бросов СО2) транспортных средств с двигателями внутреннего сгорания (ДВС), особенно с искровым воспламенением (бензиновых двигате-лей).
Вторым направлением стратегии европейских нефтепереработчиков по декарбонизации транспорта является применение низкоуглеродных компонентов топлив, в том числе биокомпонентов. Среди низкоуглеродных компонентов ди-зельного топлива промышленно выпускаются два продукта – метиловые эфиры жирных кислот (FAME), образующиеся в процессе трансэтерификации масел и жиров с метанолом и биопарафины, получаемые также из масел и жиров, но с помощью двухстадийной двухстадийной технологии, включающей процессы гидрокрекинга и гидроизодепарафинизации.
Декарбонизация транспорта – ключевой вектор экологической и экономической политики развитых стран. Согласно ожиданиям Европейской ассоциации нефтепереработчиков (FuelsEurope), продажи бензиновых и дизельных автомобилей покажут значительное снижение (с более чем 80% в 2015 году до нуля в 2050-м), а сбыт гибридных электромобилей сильно увеличится (с 5% в 2015 году до почти 40% в 2050 году). Понимая тенденции развития транспорта, европейская нефтепереработка активно продвигает идею нейтрального подхода к различным технологиям декарбонизации транспорта, включая применение низкоуглеродных топлив, наряду с электрификацией.
Идея нейтрального подхода возникает от осознания ведущими нефтяными компаниями того, что главным конкурентом ископаемых автомобильных топлив является электротранспорт. При этом нейтральный подход базируется, прежде всего, на понимании существенного неиспользованного потенциала повышения эффективности (снижения удельного расхода топлива и выбросов СО2) транспортных средств с двигателями внутреннего сгорания (ДВС), особенно с искровым воспламенением (бензиновых двигате-лей).
Вторым направлением стратегии европейских нефтепереработчиков по декарбонизации транспорта является применение низкоуглеродных компонентов топлив, в том числе биокомпонентов. Среди низкоуглеродных компонентов дизельного топлива промышленно выпускаются два продукта – метиловые эфиры жирных кислот (FAME), образующиеся в процессе трансэтерификации масел и жиров с метанолом и биопарафины, получаемые также из масел и жиров, но с помощью двухстадийной двухстадийной технологии, включающей процессы гидрокрекинга и гидроизодепарафинизации...
НАЛОГИ В НЕФТЕДОБЫЧЕ: РЕФОРМА 2020
• За период 2002–2018 гг. существенные корректировки формул налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и таможенной пошлины осуществлялись более 30 раз. Тенденции регулирования носили разнонаправленную динамику. С одной стороны, налоговая нагрузка выросла с 39% от выручки в 2002 г. до 61% от стоимости барреля в 2018 г. С другой – в 2007 г. начался процесс предоставления налоговых льгот для различных категорий запасов нефти для поддержания позитивной динамики добычи.

• В результате объемы льготируемой добычи постоянно росли к 2019 г. достигнув 274 млн тонн, или 54% от производства в стране (без соглашений о разделе продукции – СРП). При этом из-за высокой налоговой нагрузки нужны были все новые стимулы, а работоспособной методики оценки эффективности как действующих, так и новых налоговых льгот так и не было принято. Сложившаяся ситуация требовала системного решения проблемы.

• По итогам многолетних консультаций с 2019 г. был введен пилотный режим налогообложения дополнительного дохода от добычи углеводородного сырья (УВС) – НДД для ограниченного периметра проектов. Он существенно отличается от общего подхода, так как учитывает экономику каждого отдельного проекта и более "справедливо" изымает ресурсную ренту...
• За период 2002–2018 гг. существенные корректировки формул налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и таможенной пошлины осуществлялись более 30 раз. Тенденции регулирования носили разнонаправленную динамику. С одной стороны, налоговая нагрузка выросла с 39% от выручки в 2002 г. до 61% от стоимости барреля в 2018 г. С другой – в 2007 г. начался процесс предоставления налоговых льгот для различных категорий запасов нефти для поддержания позитивной динамики добычи

• В результате объемы льготируемой добычи постоянно росли к 2019 г. достигнув 274 млн тонн, или 54% от производства в стране (без соглашений о разделе продукции – СРП). При этом из-за высокой налоговой нагрузки нужны были все новые стимулы, а работоспособной методики оценки эффективности как действующих, так и новых налоговых льгот так и не было принято. Сложившаяся ситуация требовала системного решения проблемы

• По итогам многолетних консультаций с 2019 г. был введен пилотный режим налогообложения дополнительного дохода от добычи углеводородного сырья (УВС) – НДД для ограниченного периметра проектов. Он существенно отличается от общего подхода, так как учитывает экономику каждого отдельного проекта и более "справедливо" изымает ресурсную ренту...